РУССКИЕ КОРНИ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ПРОТЕСТАНТИЗМАП.В.Орехов, Епископ (Красноярск)
РУССКИЕ КОРНИ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА
Евангельский протестантизм, как одно из религиозных течений, относится к числу ныне самых динамично развивающихся в России направлений христианства. О протестантах сказано много несправедливого. Одним из распространенных заблуждений, бытующих в массовом сознании, является представление о том, будто евангельское движение в России имеет заграничные корни и оно генетически связано исключительно с западными протестантами со времен Яна Гуса, Мартина Лютера, Жана Кальвина и других противников католических догм. Евангелизм – это первородный субстрат апостольского христианства, не искаженный за тысячелетия социальными, национальными, политическими, языческими и прочими наслоениями. Последователи его лишь желают вернуться к истокам вероучения Господа Иисуса Христа, протестуют против диктата Церкви (в соединении с государственной властью), хотят глубже понять Библию и следовать её учению о свободе, любви, терпении и милосердии людей. Можно уверенно говорить о том, что российское евангельское движение с присущим ему богоискательским началом и нацеленностью на первородные истины Евангелия имеет глубочайшие национально-исторические корни. В нашей стране многие христиане считали недопустимым, когда внешняя византийская обрядность РПЦ заслоняла от них источники истинной духовности, а иконописные лики святых выступали неким заслоном, преграждавшим путь к живому Богу Иисусу Христу. Это заставляло уходить их из православия в евангельское христианство или в другие формы протестантизма. Особенно активна в этом плане была северо-западная часть России. Новгород и Псков в Древней Руси и столичный Петербург в императорской России служили своеобразными колыбелями, в которых развивался дух христианской Реформации.1 В царское время все богоискательские инициативы, в том числе и те, что имели евангельскую направленность, изображались идеологами РПЦ в сугубо негативном свете, как ереси. Но пробуждение исторической памяти находило деятельных мыслителей во всех христианских вероисповеданиях – православии, католичестве и протестантизме. Ранее евангельскими движениями в России были духоборы, молокане, стригольники («жидовствующие») и др. К их числу относится идейный спор между «нестяжателями» Нила Сорского и «стяжателями» Иосифа Волоцкого. При созыве Собора РПЦ 1490 года у православных иерархов возникла тревога за то, что в России победит «еретическое» учение и откроет широкие возможности для религиозной реформации (заметим, что все это происходило за столетие до Лютеровской Реформации в Европе, породившей классический протестантизм!). Нил Сорский (ок. 1433-1508 гг.), православный инок, чья богословская и социальная позиция не совпадали с официальной линией РПЦ, был выдающимся религиозным мыслителем, ключевой фигурой в контексте евангельской духовности той поры, для которого учения Христа и Апостолов являлись краеугольным камнем нравственного мировоззрения.2 Будучи идейным вдохновителем движения нестяжателей, Н. Сорский стоял за изучение Библии, научное восприятие богословских текстов, твердо боролся во главе своих многих сторонников против жизни Церкви в роскоши и богатстве. Современная РПЦ является наследницей стяжательства и воздает почести Иосифу Волоцкому как местночтимому святому. Такие люди существовали в Русской Православной церкви и ранее, и много позже. В советское время, например, на ниве евангелизма больших успехов добился архиепископ и ученый-хирург Лука Войно-Ясенецкий (1877-1961), долго служивший в Сибири, в том числе и в Забайкалье. В своей работе «Дух, душа и тело» он убедительно доказывал истины Священного Писания. Есть в ней и такие строки: «Исследуйте Писание. Узнайте содержание Евангелия, исследуйте его вдумчиво, серьезно, добросовестно, без предубеждения. И вы увидите свет, который озарит все проблемы, все потребности, всю душу, ее раны и болезни. Через Евангелие человек видит себя, каков он есть и каким он должен быть. Но самое радостное знание, которое дает Евангелие, это весть о Спасителе, благодаря которому мы можем быть такими, какими должны и какими хотим быть в своих высших стремлениях».3 Эта мысль, близкая всем христианам, и составляет суть позиции протестантского евангелизма, о чем так много говорил в современную эпоху и протоиерей Троицко-Сергиевской Лавры Александр Мень, увлекший за собою миллионы россиян к Христу и открывший им духовное богатство Библии. Такие люди были и в католичестве. Среди многих из них упомянем лишь Фридриха Гааза (1780-1853). Начиная с Петра I в России было несколько периодов, когда евангельский протестантизм овладевал умами россиян (прежде всего дворянскую элиту), что ставился вопрос о замене православия новой христианской верой, как более отвечающей современной геополитической обстановке. Петр I, получивший воспитание в протестантской среде и лично увидевший, как Европа с иной духовной культурой «обгоняет» Россию в экономике, культуре и социальных вопросах, был чужд глубокого понимания христианского вероучения (православия). Начатая им ломка традиционной церковной жизни означала полную перемену в управлении Церкви. Например, после смерти патриарха Адриана (1700г.) царь не допустил избрания православного преемника на высший церковный пост. Местоблюстителем патриаршего престола был назначен архиепископ рязанский Стефан Яворский - воспитанник польских иезуитских школ. Особенно не доверял Петр I архиереям, видя в них приверженцев старины и противников передовых нововведений Запада. По всей России шли тяжёлые прения о вере. Порой возникали бунты (например, по поводу распоряжения государя снять церковные колокола и перелить их на пушки). Особенно презирал Петр 1 монашество, считая иноков «тунеядцами», поэтому он закрыл много монастырей или перевел их на положение трудовых домов. Помощником императора по управлению духовной жизнью страны был киевский монах Феофан Прокопович. В свое время это был католик, перешедший к христианским протестантам и начавший критику католического богословия (чем и занимались протестанты на Западе). В 1716 году Ф. Прокоповича вызывают в Петербург и обвиняют в склонности к протестантизму. Защитил его Петр I, добившись назначения псковским епископом и поручив составить новое положение по управлению РПЦ (Регламент). За основы были положены рекомендации государя установить такой церковный строй, который существовал в лютеранских областях Германии. Петр 1 говорил, что очень высоко оценивает дело Лютера по созданию христианской протестантской Церкви. Основой для этого послужили личные поездки царя по Европе, многие беседы с католическими богословами в Париже и англиканами в Лондоне. В итоге Петр I твердо уверовал: синодальное устройство протестантской церкви наиболее целесообразно для пользы государства. К началу 1721 года было образовано новое Управление духовных дел, а «Регламент» получил свою окончательную форму. Это был Священный Правительствующий Синод, не подчинявшийся Правительствующему Сенату, но являвшийся самостоятельным государственным учреждением. По сути дела, Россия законодательно взяла курс смены религии с христианского православия на христианский протестантизм. Не случайно в этих документах нет ни слова о РПЦ. Только в разъяснении о сути государственных актов названа главная цель церковной реформы – ослабление влияния православного духовенства на народ, о свободе выбора людьми вероисповедания. Первым Президентом Синода был назначен митрополит Стефан Яворский, заместителем – Феофан Прокопович. Оба они – идеологи или первые лица, начавшегося протестантского движения в петровской России. Священный Синод четко исполнял распоряжения Петра I. Число церквей было сильно сокращено, имущество патриархии отбиралось в казну, штатная численность духовенства уволена до минимума, а с 1723 года запрещено впредь постригать желающих в монашество. Зато началось широкое миссионерское служение на окраинах государства и за рубежом: в Казанском крае, в Калмыкии, в Сибири, на Камчатке, а также в Монголии, Китае. Было бы полезным изучить этот процесс, поскольку миссионеры шли в народ с Библией, как их коллеги Запада – протестанты шли со Словом Христовым по всему миру. Феофан Прокопович, как христианин – протестант, долгое время удерживал реформы Петра I после его смерти. По своему положению он стал равным патриарху, чья должность была упразднена. Но открытое отчуждение придворной элиты от РПЦ происходило и при преемниках Реформатора: Анны Иоанновны, Иоанна Антоновича (Ульриха), Елизаветы Петровны, Екатерины II и других. В 1764 году произошла даже полная конфискация всех церковных имуществ, абсолютное большинство монастырей было закрыто, духовенство переводилось на фиксированное (не очень высокое по сумме) жалование от государства. Как признает официальная история РПЦ, «последствия «Духовного Регламента» оказались очень губительными для Русской православной церкви. Роль иерархии в обществе была сильно принижена».4 Время императрицы Екатерины II, названное веком «просвещённого абсолютизма», дало целую плеяду реформаторов, которые поддержали стремление Государыни превратить Россию в мощную европейскую державу. Особую опасность для РПЦ стало представлять дворянство, все более отчуждавшееся от традиционной религии. Считается, что оно было «заражено» зарубежной (в частности, французской) философией и в лучшем случае оставалось деистическим, но отвергало Церковь и ее таинства. Пример «вольнодумства» подали даже такие первые вельможи Императорского двора, как обер-прокуроры (напр. ген. Мелиссино и Чебышев), которые открыто исповедали атеизм (с точки зрения официальной истории РПЦ).5 Правда, неожиданно известный богослов «петровского» времени Стефан Яворский написал с критикой протестантизма книги «Камень веры» и «О знамениях пришествия антихриста», но они только усилили интерес образованной части общества к «ереси». Большим потрясением для РПЦ стало сохранение Екатериной II в 1773 году вошедших в состав Российской империи Польши и Литвы их традиционных религиозных конфессий – католичества, униатской Церкви, Ордена иезуитов. Все протесты главного защитника православия епископа Георгия Конисского оставались без ответа. Более того, русским властям в западном крае было приказано охранять права иноверующих.6 Большую роль в становлении христианского протестантизма эпохи Екатерины II сыграло франк-масонство. Впервые масоны проникли в Россию еще при Петре I из Лондонской Великой ложи. Там масоны тесно взаимодействовали с протестантами, превратившись в интересное для многих нравственное учение и оформившись в серьезную профессиональную организацию. Масоны ставили своей целью создание общества свободных людей путем самоочищения и самосовершенствования, освобождение от всех сословных и национальных рамок. В своих поисках разгадки «тайн о божестве, природе, человеке» масоны опирались на мистику, магию, алхимию и астрологию. Проповедуя гуманность, взаимопомощь, филантропию, отрицая кастовость, фанатизм и суеверие, масоны отрицательно относились к таким проявлениям социального недовольства, как бунты, восстания и революции, провозглашали своей целью искоренить международные конфликты и войны, сделать из всего человечества «одно семейство братьев, связанных узами любви, познаний и труда». Нравственная сторона масонства с ее идеей самосовершенствования личности через просвещение и «деятельное человеколюбие», общественную благотворительность, а также строгая дисциплина, четкая организованность, таинственные обряды и ритуалы «вольных каменщиков» - все это привело в ряды масонов многих видных государственных и военных деятелей России, людей искусства, науки екатерининской эпохи: братьев Н.И. и П.И.Паниных, графа Р.И.Воронцова, братьев Чернышевых (один из них - глава Военной коллегии), поэтов А.П.Сумарокова, М.М.Хераскова, Г.Р.Державина, архитектора В.И.Баженова, князя М.М.Щербатова и многих других. Понятно, что в этом списке нет имен церковных иерархов РПЦ. Занимая важные государственные посты, эти люди, близкие к идеям евангельского протестантизма, воплощали их в своей деятельности: это просвещение народа, издание книг и журналов, организация театров, школ, больниц, благотворительность. Многие из полезных программ масонов мы видим в деятельности современных неортодоксальных конфессий России, имеющих протестантские корни. Отрицательной стороной российского масонства стал их поиск некой мистической тайн мироздания, открыв которую, они надеялись совершить то, что казалось невозможно достичь при помощи разума. Затем к этому присоединились и интересы политического переустройства страны, что напугало Екатерину II и привело к закрытию организации. Хотя деятельность масонов была прекращена, в целом же русское общество, у истоков которого стоял М.В.Ломоносов, во второй половине XVIII столетия продолжало их идеи в многообразном течении общественной мысли, мало связанное с Русской православной церковью, а ее явная антифеодальная направленность завоевала симпатии широких слоев населения. Это была идейная база просвещенной конституционной монархии не только для времен Екатерины II, но и ее монарших последователей.7 Литература: 1. Бачинин В.А. Евангельские ценности в гражданском обществе: Ассоциация «Союза Христиан» и ее опыт построения альтернативной модели гражданских отношений. – С-Петербург, 2006. – с.9 2. Нил Сорский. – М., 1995. – с.57. 3. Св. Лука (Войно-Ясенецкий). Науки и религия. Дух, душа и тело. – М., 2001. – с.53-54. 4. Закон Божий. Пятая книга о православной вере. – М., 1991. – с.285-300. 5. Закон Божий. – с.296. 6.Там же. – с.298. 7. Зуев М.Н. История России. Учебник для ВУЗов. – М., 1998.- с.181-183.
|