Example Frame
Главная | РЕФЕРАТЫ | МИССИОНЕРСКИЕ ТРУДЫ ШАГДУРА КИННАТОВА

МИССИОНЕРСКИЕ ТРУДЫ ШАГДУРА КИННАТОВА

Д.Д.Аюржанаева,

краевед (Улан-Удэ)

 

МИССИОНЕРСКИЕ ТРУДЫ ШАГДУРА КИННАТОВА

 

Шагдур Киннатов был первым из бурятских учеников Вильяма Свана и Эдварда Сталибрасса, возведённый на пасторское служение среди своих соплеменников. Он просто горел желанием рассказать им о Божией благодати, снизошедшей на него в знак награды за годы изучения Священного Писания, пойти в народ с проповедью о необходимости следования Иисусу Христу во имя духовного спасения и изменения в лучшую сторону их тяжёлой безрадостной жизни. В своих «Миссионерских письмах» пастор Вильям Сван писал, что в 1834 году Шагдур Киннатов уже способен самостоятельно заниматься миссионерской деятельностью. Он освободил юношу от предстоящей летней работы по заготовке сена и до сбора осеннего урожая предложил навести своих соотечественников «в разных местах» и попытаться через раздачи богодуховных книг попробовать свои силы в проповеди христианских истин. Шагдур был в восторге от такого предложения и немедленно отправился по улусам хоринской степи.

Джон Браун, читавший в Санкт-Петербурге отчёты и письма В. Свана (Э. Сталибрасс в то время находился в служебной командировке в Лондоне), передаёт восторг английского миссионера от успешного выполнения Киннатовым задания Миссии. «Как показали результаты – в нем не ошиблись. По натуре юноша был робким, но силен в слове, умел правильно найти подход в общении с соотечественниками, хорошо знал шаманизм и ламаизм, а поэтому мог сразу успешно и точно указывать их ошибки (на языческие заблуждения, – Автор), побеждая в правде. Он мог свободно общаться со своими друзьями на расстоянии, в зависимости от выполняемой им работы. А его рассказы о поездках были очень интересны, так как они показывали существенное влияние на миссионерские труды, несмотря на то, что до сих пор никто не посвятил себя в ученики Иисуса Христа».

Сведения о Шагдуре Киннатове, сообщённые Вильямом Сваном в Англию, очень заинтересовали Лондонское миссионерское общество, а Церковное собрание в Бромптоне под опекой преподобного доктора Морисона взяло на себя финансирование пасторской деятельности бурятского юноши. Узнав об этом, Шагдур Киннатов в конце 1837 года писал Морисону:

«Усыхающее дерево умирает, но если же у этого дерева есть корень, то у него появляются листья и плоды. Но такое дерево (в Забайкалье, - Автор) срубают и поклоняются ему. В прошлом я был идолопоклонником, а мои земляки всё ещё идолопоклонники, ещё хуже, чем изгнившее дерево без корней и листьев. Я был избавлен от этого по Божьей благости. Из сотни овец нашли только одну заблудшую овцу. Я подобен ей. Я был потерян, а сейчас, хотя я найден, я всё ещё несовершенен. Если по Божьей благости моя жизнь будет продолжаться недолгое время, служить Иисусу Христу для меня самое важное дело! Об этой благости я прошу Бога. Время от времени я хожу среди бурятского народа и беседую со многими людьми. Недавно я был в месте, под названием Кецингу (Кижинга, – Автор) с молодым человеком по имени Бадма. Я немного написал о нескольких случаях из этой поездки и отправил их Вам почитать».

Реакция доктора Морисона на пасторский отчёт Шагдура Киннатова нам пока неизвестна, но судя по цитировании его выдержек в книге Дж. Брауна, письма первого бурятского пастора Лондонского миссионерского общества имели широкое хождение среди бурятских протестантов.

К примеру, возле одной из юрт Шагдур и Бадма встретили много беседующих на бытовые темы людей. Узнав в Киннатове евангельского проповедника, один из них начал расспрашивать о сути христианской веры. Беседа длилась до позднего вечера, пока богатый хозяин жилища не подвел итог беседы: «Помилуй нас, Боже! Если подавая милостыню или другими добрыми делами мы не можем спастись, то это очень странно!» Укладываясь спать, хозяин дома продолжил: «Боже, если моя душа будет судиться перед Тобой, как ужасно это будет». А после прочтения Шагдуром и Бадмой части Книги Соломона, хозяин проникся смыслом и обратился к присутствующим: «Послушайте, друзья, поймите и примите эти слова к своим сердцам». Прощаясь, бурятские проповедники подарили ему и другим, умеющим читать, богодуховные евангельские книги.

В другой юрте протестанты нашли ламу, громко читающего буддийские мантры. Шагдур знал этого священнослужителя, а поэтому лама встретил его словами» «Итак, друг, ты снова ходишь с книгами? Дай мне одну из книг. Раньше я видел такую книгу в соседней юрте. В ней много наставлений, теперь я радуюсь, что у меня есть своя книга и надеюсь получить благословение». А на прощание добавил: «Святая заповедь Бога подобна прямому правилу, но люди, угнетённые этим миром, прячутся, и не хотят, чтобы их мерили. Да благословит тебя Бог, да будет твоё служение полезно для всех людей».

В соседнем улусе проповедники попали на буддийское богослужение. Жилище было полно лам, раздавались звуки труб, барабанов, звучали тибетские молитвы. Здесь представителям другой религии нечего было делать, но в третьей юрте, где юноши остановились на ночлег, хозяйка сама предложила: «Проходите, давайте послушаем наставления из этой книги. Я знаю, что слово Бога записано в Вашей книге». До поздней ночи женщина «с разумным складом ума» рассказывала, как однажды английский священник при посещении Кижинги говорил бурятам об Иисусе Христе, распространяя такие же священные христианские книги. И как соплеменник Банят (Баир?) спросил проповедника: «Куда же пойдут наши драгоценные души? Когда придёт время умирать, что мы скажем Спасителю?» Англичанин пояснил: внешне вы можете не заметить, что Иисус Христос взял вас под свою защиту, но после смерти он избавит вас от ада за вашу грещную жизнь и отведет в Царствие Божие.

Шагдур Киннатов знал, что речь идёт о его учителе – пасторе Вильяме Сване, который любил совершать дальние поездки по бурятским степям с изложением Божественного Писания. Однажды тот поделился с будущим бурятским проповедником о сути одной из бесед с кижингинскими кочевниками. «Разве Бог не один? – говорил он. – Множество богов, которым вы служите – бесполезны». Шагдур много думал над этими словами, удивляясь прямоте суждений Учителя. Но совершая собственное пасторское служение, ученик В. Свана видел, насколько глубоко оседали в головах шаманистов и ламаистов слова об Иисусе Христе, и о ценностях Библии. Например, один родовой старейшина признался: «Большой грех совершает человек, говоря плохие слова о христианской книге, перед тем, как он познал всё, что в ней есть. Ведь сперва нужно исследовать. Если это истинно, то всякая ложь, какая бы она не была, рано или поздно выявится. Я буду тщательно исследовать это. Благодарю тебя за это!»

Подобные оценки давали многие буряты, встречавшиеся по миссионерской дороге Шагдура Киннатова. Получая книгу, один старый человек сказал: «Раньше у меня была такая книга, но мой сосед зайсан попросил её у меня. К тому же я получал такую книгу от господина Свана, который много говорил со мной. Но моё сердце постоянно отходит от Божьих заповедей. Истинно мысли и дела мира сего ставят мне сети и мешают понять Божию истину, мешают мне обрести мир». Его соседка 70-летняя вдова добавила «Однажды молодой учитель проходил около нашей местности. Когда я услышала об этом, то запрягла лошадь в сани и проехала 6 верст через кустарники в ночное время, но не могла найти его. Так, мой сын, если у тебя есть такая книга, расскажи мне немного о ней». Всю проповедь бабушка выслушала с большим вниманием.

Есть в отчёте Шагдура описание миссионерской беседы среди множества бурят и лам, собравшихся на богослужение к священному источнику воды. Шагдур с Бадмой подсели к присутствующим, но их узнали и перевели ритуал на разговоры об Иисусе Христе. Старейшина рода спросил: «Какой же смысл книг о Христе?» Они говорят, отвечали посвященные христианские проповедники, что их религия является самой истинной религией. Буряты смеются: «Кто же вы теперь, перешедшие в новую веру, - русские или буряты? Когда люди из вашей веры умирают, кто хоронит их?» Но главный лама осадил спорщика: «Почему ты так говоришь? Ведь грех смеяться над кем-то. Вы должны говорить в истине и трезвости рассудка. Ведь Христос пострадал за грешников, и перед смертью он произнёс молитву: Элой, Элой, лама Сабактани, что значит «Боже, Боже, почему Ты оставил меня?» Какое чудесное сказание было это! Истинно, сердце ни одного человека не может понять этого. Нет больше греха, чем отвергнуть кого-либо от истинного учения. Неправильно говорить глупости об этом». Речь ламы очень удивила Шагдура и Бадму, так как было видно, что он имеет хорошее представление о Священном Писании, и показывал свои знания затянувшейся беседой с миссионерами, однако ни он, ни участники буддийского богослужения не взяли ни одной книги.

Иным оказался приём в Эгитуйском дацане. Когда юноши пришли туда, к ним подошли многие присутствующие буряты. Принявший гостей настоятель храма выразил христианским проповедникам восторг, говоря им: «Я давно хотел встретиться с Вами, и сейчас я радуюсь этому». Затем началась долгая беседа о библейской версии сотворения мира Богом. Была прочитана глава 20 книги «Исход», но когда дошли до фразы «Истинно создавать образы Бога», главный лама возразил: «Неправильно, человеку невозможно создавать Бога, поклонение образам подобно детской игре», и обращаясь к собравшимся бурятам-ламаистам, добавил: «Вы должны чтить священные книги. Кто презирает их, то будет (пропуск в тексте книги Дж. Брауна, – Автор). Поэтому, пожалуйста, дайте мне книгу». Получив её, произнес: «Сейчас я рад. Сейчас дни длинные, но я не буду изнурён. Я дам задание одному из моих учеников постоянно читать для меня< … >Прощай. Иди с Божьим благословением. Да будет Твой труд процветающим».

Завершается отчёт рассказом о посещении ещё одного родового старейшины – зайсана. Когда он узнал, что молодые ребята оставили религию предков и перешли в новую христианскую, очень разозлился и сказал: «Люди, которые не поклоняются богам, не заслуживают того, чтобы c ними общались». И далее, хмурясь, отказывался вступать в беседу. Но Шагдура это не смутило, и он продолжал проповедь Евангелия. Хозяин немного расслабился, потом задал несколько вопросов по новой вере и собеседники расстались добрыми друзьями. Изменению настроения повлиял один из пожилых гостей зайсана, присутствовавший при проповеди. Подав миссионерам принесённую с собою книгу, он сказал: « Моего любимого сына научили читать, а потом он получил эту книгу, которую читал родителям! Но вскоре смерть разлучила нас с ним». При этом на глазах старика блеснули слёзы. Были растроганы и сами проповедники, увидев, как понесший утрату отец возвращал дорогую для умершего сына вещь.

Рассказанные Шагдуром Киннатовым истории о бережном отношении бурят к выпускаемым английскими пасторами богодуховных книг – лучшее подтверждение ложности устоявшегося среди забайкальских краеведов мнения, будто слушатели проповеди христиан-евангелистов после ухода проповедников тут же сжигали раздаваемую им литературу, и что ламы, собирая их десятками по улусам, немедленно предавали литературу уничтожению.

К слову сказать, раздача богодуховных книг и комментарии содержащихся в них евангельских истин, были главными занятиями в миссионерской деятельности Шагдура Киннатова. В одном из своих писем в Лондон он писал: «Святое Божие слово напечатано здесь (в Кодунском стане). Когда я вижу, что так много книг здесь напечатано, я радуюсь и прошу Христа о том, если на то будет Его воля, чтобы я мог распространять книги, несмотря на то, что в этом я нахожусь в гонениях (со стороны язычников и лам). Я очень хотел, чтобы хотя бы один человек взял книгу из моих рук и таким образом познал спасение Иисуса Христа. А когда я увидел, что много людей говорит о Боге и желает получить книги, я возрадовался, видя благоволение Бога и волю Христа».

 

 

Прямая трансляция в воскресение в 11.00 и среду 18.00

СТАРЫЕ ПРОПОВЕДИ НА Ютубе

МЫ В СОЦСЕТЯХ

ИНФОРМАЦИЯ




Анализ интернет сайта

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и другие пользовательских данных, соответствии с Политикой конфиденциальности.

Контактная информация

670013, г.Улан-Удэ, Респ. Бурятия.
ул.Ключевская, 4Д

ИНН/КПП 0323099950/032301001
ОГРН 1020300000599
тел. +7 (3012) 41-65-04, 41-65-06

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна.
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы    Христианская газета'Колокол'